www.teatr-okna.ru

Форум Театра - Студии "ОКНА"

Объявление

МОСКВА Открыт набор в группу, которая будет работать по субботам (14.00 - 18.00) Начало занятий 15 октября! (916) 085-52-05 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Ведется набор в группу 1 цикла по расписанию cр (19.00 - 22.00) и сб (15.00 - 18.00)! Открытый урок 21 сентября 2011! Запись по телефону (812)923-94-43.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Театра - Студии "ОКНА" » Про книжки » Статья Всеволода Мейерхольда “Балаган" 1912г.


Статья Всеволода Мейерхольда “Балаган" 1912г.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

"Цитаты о пантомиме
Чтобы пишущего для сцены беллетриста сделать драматургом, хорошо бы заставить его написать несколько пантомим. Хорошая «реакция» против излишнего злоупотребления словами. Пусть только не пугается этот новоявленный автор, что его навсегда хотят лишить возможности говорить со сцены. Ему дозволено будет дать актеру слово лишь тогда, когда будет создан сценарий движений. Скоро ли запишут на театральных скрижалях закон: слова в театре лишь узоры на канве движений?

Где-то читал: «драма в чтении – это прежде всего диалог, спор, напряженная диалектика. Драма на сцене – это прежде всего действие, напряженная борьба. Здесь слова, так сказать, только обертоны действия. Они должны непроизвольно вырываться у актера, охваченного стихийным движением драматической борьбы». В средневековых мистериальных торжествах устроители их отлично знали магическую силу пантомимы. Самые трогательные сцены во французских мистериях ХІVв. всегда были немые. Движения действующих лиц объясняли содержание спектакля гораздо более, чем обилие рассуждений в стихах или прозе. И поучительно, что лишь только такой мистериальный спектакль переходит от сухой риторики религиозных церемоний к новым формам действа, полным элементов эмоциональности ( сначала к мираклю, потом к моралите и, наконец, к фарсу), - как тотчас же на сцену выступают одновременно и жонглер и пантомима.
Пантомима зажимает рот ритору, которому место на кафедре, а не в театре, а жонглер заявляет о самодовлеющем значении актерского мастерства: о выразительности жеста, о языке телодвижений не только в пляске, но и во всем сценическом положении.

Теперь большинство режиссеров обращаются к пантомимам, и этот род драмы предпочитают словесной. Мне кажется это не случайно. Тут не только дело вкуса. Не только потому, что в пантомимах скрыта своеобразная чарующая прелесть, режиссеры стремятся культивировать этот жанр. В деле реконструкции Старого театра современному режиссеру кажется необходимым начать с пантомимы потому, что в этих безмолвных пьесах при инсценировании их вскрывается для актеров и режиссеров вся сила первичных элементов Театра, сила маски, жеста, движения и интриги.

Маска, жест, движение, интрига совершенно игнорируются современным актером. Он совершенно утерял связь с традициями великих мастеров актерского искусства. От старших своих собратьев по цеху он перестал слышать о самодовлеющем значении актерской техники.

Комедиант в современном актере сменился «интеллигентным чтецом». «Пьеса будет прочитана со сцены в костюмах и при гриме» - можно было бы писать на современных афишах. Новый актер обходится без маски и техники жонглера. Маску заменяет грим, задача которого сводится к наиболее точному воспроизведению всех черт лица, подсмотренного в жизни. А техника жонглера вовсе не нужна для современного актера потому, что иммитатор никогда не «играет», а только «живет» на сцене.

Культ каботинажа, который, я уверен, появится вместе с восстановлением Старого театра, поможет современному актеру обратиться к основным законам театральности.

Пока Ремизов и Скрябин будут искать свои места на готовящихся для новых театров площадях, пока мистерии их будут ждать собрания посвященных, Театр, отдавшийся жонглеру, будет вести ожесточенную борьбу с драмами бытоописательными, диалектическими, с пьесами a these и настроений, новый Театр масок будет учиться у испанцев и итальянцев ХVІІ в. строить свой репертуар на законах Балагана, где «забавлять» всегда стоит раньше, чем поучать, и где движения ценятся дороже слова. Недаром у базошских клерков пантомима была излюбленной драматической формой.

Шлегель утверждает, что пантомимы у греков достигали невыразимого совершенства и добавляет, что «народ, с таким успехом занимавшийся пластическими искусствами, страна, где было столько статуй, где все научало грации, мог развить и усовершенствовать пантомимы».

Но приведут ли нас к чудесам грации постоянные упражнения в пантомимном искусстве, если нет у нас неба и солнца древней Аттики? "

2

"Слова в театре лишь узоры на канве движений"

замечательно определение!!!
так оно и есть!!

Тело, тело и еще раз выразительное тело!! Без этого нет смысла в театре!

3

От того и "действующее" лицо, а не "говорящее"  :jumping:

4

Лю написал(а):

От того и "действующее" лицо, а не "говорящее"

А и правда! Точно помечено. Хотя действие словом иногда тоже очень сильно. Мне кажется нельзя это так уж разделять.


Вы здесь » Форум Театра - Студии "ОКНА" » Про книжки » Статья Всеволода Мейерхольда “Балаган" 1912г.